суббота, 18 января 2014 г.

Свобода творчества


Есть три уровня творчества.

Для себя – сижу-мастерю-пробую, никого не трогаю. Важно получать удовольствие и замечать ошибки. Так приятно вынимать идеи из головы, материализовывать их.

 Для близкого круга – когда твоя стряпня нравится друзьям и родным. Ты хочешь угодить им, комплименты побуждают делать подарки.

Для рынка – делаешь много, порой будто конвейер. Это совсем другая история. Нужно, чтоб ты был везде, затыкать все возможные бочки. Изучать спрос, подстраиваться под него. Больше похоже на ремесло.

Эти уровни могут успешно пересекаться. По крайней мере, два из них обязаны пересекаться, и желательно, чтобы в этой паре был уровень первый. Он самый сложный, как ни странно. Это поиск стиля и выразительных средств, выработка навыка, тонкая самокритика. Когда чего-то достигаешь, манит одобрение окружающих и возможность заработать. Странно слышать такое от меня, да? Я ведь ничего не достигла. А всё-таки на удочку похвалы попалась и немного успела поработать «под заказ». Это было так удобно: постишь везде свои картинки, привлекая внимание, они его стоят, в общем-то. Потом оказалось, что кроме умения ничего нет, и творить для себя я уже разучилась. Стало стыдно. За последний год я превратилась в домохозяйку-фрилансера, и глупо рассказывать всем подряд, какая я талантливая, если для моих сегодняшних целей знакомств это лишнее, а последнюю настоящую картину я писала минимум два года назад (или три). Так трудно снять с себя это красивое платье и одеть домашний халатик. С раннего детства я боялась быть бесполезной, боялась отсутствия внимания. Но даже занудные упыри вполне нормально существую в обществе, находят друзей и супруга, так что всё в порядке. Я просто живу тут.

Но более всего ощущается необходимость в избавлении от «вывески», когда хочешь творить для себя. Только так ты свободен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий